История района

admin

Administrator
Команда форума
История Сходни и ее окрестностей уходит корнями в далекое прошлое. Современное поселение, возникшее во второй половине XIX века, было названо по некогда большой и судоходной реке Сходня (левый приток Москвы-реки), являвшейся частью великого водного пути «из Варяг в Греки» наравне с Клязьмой, Окой, Волгой, Доном и Днепром. Именно от места впадения в Москву-реку по притоку начинался «всход» судов, из-за чего он поочередно назывался Суходня, Входня, Выходня, Всходня и, наконец, Сходня. Близость двух рек — Сходни и Клязьмы (1,5-2 км) позволила организовать «переволок» — перетаскивание судов по сухому месту. У начала переволока, в месте впадения реки Горетовки в Сходню, уже в 9-10 веках нашей эры существовало большое торговое поселение славянских племен, главным образом кривичей.

Вверх по реке, в густом еловом лесу, образовались две сторожевых заставы. Южная, карантинная, с монашеским подворьем, занималась добычей самоцветов, белого строительного камня, кварцевого песка, гончарной глины и знаменитого черного сходненского кремня, из которого изготавливали наконечники для стрел, а позднее пушечные кресала. Много позднее южное поселение стало Красногорском и Новогорском.

Северная застава, начав свое существование с небольшого сторожевого поста и пристани на Горетовке, постепенно расширялась вдоль процветающего волока в сторону Клязьмы, образовав три новых поселения с похожими названиями: Чернигово, Черкизово и Черная Грязь.

Со временем река Сходня сильно обмелела и водный путь замер. Ему на смену пришел «большак» с гужевым транспортом, связывавший Москву с Тверью и Петербургом. Первая почтовая станция большака находилась в деревне Черная Грязь (ее название как нельзя лучше отражало плачевное состояние дороги). Это историческое место фигурирует в воспоминаниях А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, А.И.Герцена, В.Г.Белинского и др.

В 1817 году на месте большака началась постройка шоссейной дороги Москва-Петербург (закончена в 1834 году), а в 1848 году, для улучшения связи между двумя столицами, была заложена железная дорога. Тогда же возник поселок Сходня, в котором поначалу селились согнанные на строительство крестьяне, о чьей нелегкой судьбе поведал Н.А.Некрасов в стихотворение «Железная дорога».

С введением Николаевской железной дороги в эксплуатацию в 1851 году привлекательность сходненских земель в глазах зажиточных москвичей резко возросла. Что не удивительно: покрытые густым лесом берега Сходни всегда были раем для любителей охоты и рыбной ловли. В XVI веке в северной части Сходни располагалась вотчина царевича Ивана, сына Ивана Грозного. В конце XVII столетия эти земли были пожалованы боярину Л.К.Нарышкину, дяде Петра I. Во второй половине XIX века ими владел граф А.С.Уваров, один из основателей Русского археологического общества и Государственного исторического музея в Москве. Южная часть Сходни в XVIII-XIX веках принадлежала князю А.К.Разумовскому, прославившемуся на дипломатическом поприще. Впоследствии эти земли были куплены полковником И.К.Моложениновым, а затем перешли к фрейлине Т.А.Мухановой и ее сестрам.

ledencov.jpg

Х.С. Леденцов

gartung.jpg

М.А. Гартунг

shalapin.jpg

Ф.И. Шаляпин

После постройки железной дороги сходненские земли, получившие название «Подмосковной Швейцарии», начали выкупать под летние резиденции богатые московские купцы и представители крупной буржуазии. Большую часть земель вокруг полустанка «Сходня», открытого в 1870 году, приобрел московский купец Христофор Семенович Леденцов. Высокообразованный человек, Леденцов всячески поддерживал русских ученых и являлся инициатором создания «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений», в чью пользу завещал все свое состояние (около 2 миллионов рублей). В начале ХХ века северные земли у полустанка «Сходня», принадлежавшие Леденцову, были разбиты на участки и проданы душеприказчиками купца частным лицам — мелким чиновникам, инженерам, служащим, врачам. В основном это были так называемые «немцы»: Спеккин, Вильке, Мартенс, Нооль, Ставен-Гавен и др. Вырученные деньги использовались для содействия развитию русской науки и техники. В частности, Общество выделяло ассигнования для проведения различных исследований И.П.П авлову, Н.Е.Жуковскому, К.Э.Циолковскому.

В начале ХХ века на «богатой» стороне Сходни начали появляться загородные дома, именья и дачи сильных мира сего. Среди них была загородная резиденция московского генерал-губернатора В.Ф.Джунковского, городского головы Н.И.Гучкова, железнодорожного короля Н.К. фон Мекка (сына известной меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, опекавшей Чайковского), потомков дочери А.С.Пушкина — М.А.Гартунг, миллионеров Бажановых, Веденеевых, Подрезковых, Проскуряковых, Дурасовых, заводчиков Глушковых, Шабаровых, Жемочкиных, цветоводов Губониных, конезаводчиков Маринцевых, владельцев торфоразработок Денисовых.

Стараниями местного общества «Благоустройство» вдоль реки Сходня был разбит общественный парк, все улицы поселка замощены (единственный пример в ближнем Подмосковье того времени), охрану порядка осуществляли парные конные разъезды полиции. В Сходне имелся даже спортивный стадион с футбольным полем, площадками для лаун-тенниса, городков и волейбола. Рядом со стадионом, на «американской даче» долгие годы жил тренер по футболу и теннису, приглашенный из-за границы вскладчину.

Посещала Сходню и культурная элита России — здесь бывали художники К.Ф.Юон, К.А.Савицкий, В.Д.Поленов, пианист и композитор И.А.Сац, певцы Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов.

В первые годы после Октябрьской революции на Сходню приезжали поохотиться и отдохнуть политические деятели новой эпохи: Ленин, Бухарин, Рудзутак, Радек. Советская власть нашла новое применение барским усадьбам: на даче Гучкова разместилась колония для беспризорников, в доме Гартунг — общежитие, в имении Савицкого — пионерский лагерь.

В 1920-е в Сходне начинает развиваться промышленность: мебельная, швейная и трикотажная фабрики, завод радиоэлектронной аппаратуры. В годы Великой Отечественной войны предприятия Сходни выполняли заказы оборонного значения. А на окраине поселка был расположен штаб 16-ой Армии генерала К.К.Рокоссовского и Белорусский штаб партизанского движения.

18 декабря 1961 года рабочий поселок Сходня был преобразован в город районного подчинения. В современной Сходне проживает более 27 тыс. человек.
 

MSN

Well-known member
фото лагеря, на месте которого построен наш ЖК...

грустное зрелище...

a20ceb2e50b6.jpg


бассейн, полный травы...
44ac18104258.jpg


беседка напротив клуба...
3a0b7ad099bd.jpg


дорога в Подрезково...
6b8e33215db5.jpg


каменный корпус...
46a97bb2e263.jpg

dc519ba1d1f2.jpg

21c1a1029e62.jpg


корпуса 1 и 2 отрядов
fcc068d07f4b.jpg


корпуса 3 и 4 отрядов
b422b7e2582b.jpg

f6556a0e5988.jpg




склад
28e3144d6f99.jpg


футбольное поле...
d3bf9c92554c.jpg

02dc56cce82f.jpg


89d36a12ba40.jpg


de1c20366be0.jpg


da4f18f54fdd.jpg


e6c6278aaa79.jpg


28a459b77640.jpg


cd543e926211.jpg


c126d615824b.jpg


0331036b4202.jpg


90794189b93b.jpg


все-таки при Союзе было счастливое детство...

взято отсюда
http://vkontakte.ru/club2696529
 

admin

Administrator
Команда форума
Ух, я когда маленький был, отдыхал в похожем.
 

Peps

Well-known member
Весьма и весьма уютно было...
Спасибо за фотки! Очень интересно!
 

vicgal

Member
как я понимаю, 5-й и частично 4-й дома находятся на месте "каменного корпуса". ранее когда смотрел на яндексную спутниковую карту, ломал голову, что за странный фундамент на месте 5-го дома(длиннее чем предполагаемый дом по проекту, да ещё и появился на снимке со спутника раньше чем стали строить 5-й дом)
 

MSN

Well-known member
да, я тоже отдыхал в пионер-лагере. Правда, более продвинутом, чем этот. Вспоминаю те времена с ностальгией.
 

Sme2006

New member
Изба за деревьями это клуб, а голубая пристройка к нему там находилась библиотека ))) изолятор если мне память не отшибло, по моему было маленькое кирпичное здание :rolleyes:
 

MTTM

Well-known member
Вот тоже из истории (правда недавней). Особенно эффектно смотрится Boeing 747 над комплексом. Хороший знак.

Посмотреть вложение 6

 

Вложения

  • Boeing_Novoskhodnensky.JPG
    Boeing_Novoskhodnensky.JPG
    74,1 КБ · Просмотры: 1 855

Meg

Well-known member
Здесь эту картинку с самолетом уже обсуждали :) Этот самолет летит на такой высоте, что с территории ЖК его не разглядеть.
 

Fro

Well-known member
Старая фотография места где строится жилой комплекс.(XIXв.)
Как я понял вид от ст. Подрезково.

 

zan

Well-known member
Результаты запросов в поисковике "Корпорации добра" неисповедимы. В поисках свежих спутниковых фотографий наткнулся на ресурс со старыми картами Москвы (etomesto.ru). Где присутствуют довольно любопытные карты со спутников шпионов (или возможно аэрофотосъемка) 1979 и 1966 годов.

1966г. на снимке еще отсутствует Новосходненское шоссе
skh_1966.jpg


1979г.
skh_1979.jpg


Ну и там много топографических карт разных периодов истории от конца XVIIIв до наших дней.

Вот например 1878г.
skh_1878.jpg








 

Marshak-IX

Well-known member
Спасибо Zan'у за интересный сайт http://etomesto.ru/map-camo_mosobl-04-1942/?find=1&full=1&x=37.322187423706&y=55.942999718248.
Нашел на этом сайте карту от 23.04.1942 года с расположением войск Красной Армии на Сходне.

Карта оперативного решения 156 УР по состоянию на 23 апреля 1942 года. За картооснову взяты карты Генштаба Красной Армии. Местность на картах дана на 1938-1940 года.




А так же отчетную карту штаба 60 армии на 12 декабря 1941 года. За картооснову взяты карты Генштаба Красной Армии. Состояние местности на 1937-1939 года.
 

katusa99

Well-known member
На просторах интернета нашла эти старые фотографии:
Станция Сходня
Посмотреть вложение 7
Сходня
Посмотреть вложение 8
Посмотреть вложение 9

Посмотреть вложение 1


В XIV – XVII веках по реке Сходня и её притокам возникло много населённых пунктов Северная часть Сходни в XVI веке являлась вотчиной царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного. В веке землю пожаловали боярину Л. К. Нарышкину, дяде Петра. А во второй половине XIX века землёй владел граф А. С. Уваров, один из основателей Русского археологического общества и Государственного исторического музея в Москве. Южная часть Сходни в веке принадлежала князю А. К. Разумовскому, прославившемуся на дипломатическом поприще. В веке эта земля была куплена полковником И.К.Моложениновым, а затем перешла к фрейлине Т.А.Мухановой и её сёстрам
 

Вложения

  • 005.jpg
    005.jpg
    80,7 КБ · Просмотры: 2 397
  • 006.jpg
    006.jpg
    97,1 КБ · Просмотры: 2 058
  • 007.jpg
    007.jpg
    103,6 КБ · Просмотры: 1 991
  • 009.jpg
    009.jpg
    105,4 КБ · Просмотры: 2 651
  • 1300423630.jpg
    1300423630.jpg
    86,2 КБ · Просмотры: 2 324

katusa99

Well-known member
Выдержки с сайта Вячеслава Ладонина:

В 1848 году была начата постройка железной дороги, проходившей по району теперешней Сходни. Постройка железной дороги велась крайне медленно и не рационально. Шестой строительный участок, к которому был отнесён район Сходня, был особенно тяжёлым. Мокрые пустоши, болота. А сколько труда было потрачено, чтобы создать насыпь на реке Сходня! Дорога была открыта в 1851 году. Через речку Сходня сначала был построен деревянный мост. В 1884 году его заменили высокой насыпью.
Во второй половине веке земля в районе Сходни стала продаваться её владельцами богатым московским купцам. С этого времени на территории нынешней Сходни возникают отдельные “усадьбы”, являвшиеся летними домами крупной московской буржуазии. Красивую, здоровую местность, прилегавшую к речке Сходня стали называть “Подмосковной Швейцарией”. В 1870 году был открыт полустанок “Сходня”, получивший своё название от речки Сходня. В 1890 году при полустанке находились шесть усадеб.
Большая часть земли около полустанка принадлежала московскому купцу, почётному гражданину Х. С. Леденцову. Незадолго до своей смерти в 1905 году Леденцов завещал всё своё состояние, насчитывающее около 2 миллионов рублей, в распоряжение сходненского “Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений” В 1907 году Леденцов умер. Земля у полустанка Сходня, принадлежавшая ранее Леденцову, была разбита на участки и стала продаваться частным лицам. В 1910 году был опубликован “План посёлка при полустанке Сходня”. В нём указывались местоположение, размеры и стоимость участков. Деньги, вырученные от продажи земли, использовались для содействия развитию русской науки и техники. Общество выделяло ассигнования для проведения различных исследований И. П. Павлову, Н. Е. Жуковскому, К. Э. Циолковскому. Так возникло дачное место, а затем небольшой посёлок Сходня.
Центральной улицей посёлка была Парковая (ныне улица Ленина). На ней устраивались гулянья. В конце Парковой улицы, недалеко от реки Сходня, был выстроен эстрадный театр, где силами любителей ставились и давались концерты. На Сходне есть дачи русского певца, народного артиста Республики Ф. И. Шаляпина.

Паровоз Нд с пригородным поездом. Станция Сходня...
Посмотреть вложение 2

Паровоз серии НД с пригородным поездом. Станция Сходня
Посмотреть вложение 3

Ст. Сходня, Октябрьская ж.д 1917
Посмотреть вложение 4

Станция Сходня
Посмотреть вложение 5

Станция Сходня. 1937 год
Посмотреть вложение 6

Весной и летом 1917 года в Сходне и Крюково проводились митинги и демонстрации с требованиями окончания войны, провозглашения демократической республики, конфискации и передачи в руки крестьян помещичьих земель. Население Сходни составляло уже около 1200 человек. В Сходню переехала Черкизовская волостная управа, и волость стала называться Сходненской. После Великой Октябрьской социалистической революции в Сходне и на территории волости развернулась работа по созданию и укреплению Советской власти. В это время в Сходне открыта школа самообразования. Позднее создана школа ликвидации неграмотности. В 1918-1922 годах на территории волости неоднократно бывал террорист В. И. Ульянов-Ленин (убивший царскую семью).
 

Вложения

  • Паровоз Нд с пригородным поездом. Станция Сходня....jpg
    Паровоз Нд с пригородным поездом. Станция Сходня....jpg
    469 КБ · Просмотры: 1 588
  • Паровоз серии НД с пригородным поездом. Станция Сходня.jpg
    Паровоз серии НД с пригородным поездом. Станция Сходня.jpg
    52,2 КБ · Просмотры: 1 643
  • Ст. Сходня, Октябрьская ж.д 1917.jpg
    Ст. Сходня, Октябрьская ж.д 1917.jpg
    15,1 КБ · Просмотры: 1 709
  • Станция Сходня. 1937 год.jpg
    Станция Сходня. 1937 год.jpg
    37,4 КБ · Просмотры: 1 641

katusa99

Well-known member
Станция Сходня. 1939 год
Посмотреть вложение 7
Сходня около Тушино
Посмотреть вложение 8

Сходня ул Курганная 23 (это где блаженная Матрона Московская жила)
Посмотреть вложение 9

Река Сходня
Информция из Википедии:
"Левый приток Москвы-реки. Берёт начало у платформы Алабушево Октябрьской железной дороги (в черте города Зеленограда), впадает в Москву-реку в черте города Москвы в районе Тушино. В древности «Всходня»; названа так потому, что по ней корабли «всходили» из Москвы-реки до волока к Клязьме (в районе нынешней станции Сходня). Длина 47 км, из них более 5 км протекает по Москве. Питание преимущественно снеговое. Лыжники и любители спортивного ориентирования регулярно посещают самый живописный в прошлом участок реки у впадения её притока — Горетовки, в районе платформы Подрезково Октябрьской железной дороги."


 

Вложения

  • Станция Сходня. 1939 год.jpg
    Станция Сходня. 1939 год.jpg
    43,1 КБ · Просмотры: 1 995
  • сходня около Тушино.jpg
    сходня около Тушино.jpg
    120 КБ · Просмотры: 1 585
  • сходня ул Курганная 23.JPG
    сходня ул Курганная 23.JPG
    72,8 КБ · Просмотры: 2 149
  • 008.jpg
    008.jpg
    119,7 КБ · Просмотры: 1 544

katusa99

Well-known member
В 1921 году Сходня стала центром новой Ульяновской области, образованной в 1919 году. В годы Советской власти в посёлке стала развиваться промышленность. В 1920 году был открыт небольшой мебельный завод, затем стали возникать другие предприятия. Полустанок превратился в железнодорожную станцию, одновременно росло население Сходни. В 1921 году в посёлке насчитывалось 1276 жителей, в 1927 году около двух тысяч. После упразднения волостей Сходня с 1929 года несколько лет была центром Сходненского района Московской области. В его состав было включено 170 населённых пунктов. Всего в районе было около пятидесяти тысяч человек. В годы первой пятилетки город добился крупных успехов в развитии промышленности и сельского хозяйства. Со Сходней связана большая работа по пропаганде методов садоводства. Большую роль здесь сыграла школа Савицкого, цветоводство Губонина, который жил и работал в Сходне. В 1932 году в районе уже было 17 промышленных предприятий, на которых работало около 18 тысяч человек. В связи с тем, что большинство крупных предприятий находилось в южной части района, в декабре 1932 года центр Сходненского района был перенесён в рабочий посёлок Красногорск. Посёлок Сходня вошёл с этого времени в Солнечногорский район, а с июня 1940 года – Химкинский. Большой подъём испытывали сходненские предприятия перед войной: перестраивались существующие и открывались новые. В 1932 году мебельная артель была преобразована в Сходненский мебельный комбинат. В 1933 году была открыта зеркальная фабрика (позднее валяльная, затем галантерейная), верёвочная артель “Красный маяк” (с 1937 года – зеркальная фабрика №2). В посёлке строятся новые дома, появились новые улицы. В 1938 году в Сходне построили здание средней школы №1, а в старом здании обосновалась средняя школа №2. В 1938 году Сходня стала рабочим посёлком. В 1939 году в посёлке проживало 7,8 тысяч человек. Появились новые артели и промышленные предприятия: Стекольный и Молочный заводы, Деревообрабатывающий комбинат. В годы Великой Отечественной войны предприятия Сходни выполняли заказы оборонного значения.
Сходня
Посмотреть вложение 1

станция Сходня 1961
Посмотреть вложение 2

Предполагаю это где то рядом с нашим комплексом (местные жители - отзовитесь, поправьте если это не так)
Посмотреть вложение 4

это похоже оно же
Посмотреть вложение 5

Посмотреть вложение 6
 

Вложения

  • photo66.jpg
    photo66.jpg
    122 КБ · Просмотры: 1 820
  • станция Сходня 1961.jpg
    станция Сходня 1961.jpg
    68,7 КБ · Просмотры: 1 650
  • 004.jpg
    004.jpg
    50,7 КБ · Просмотры: 1 825
  • 3100860_large.jpg
    3100860_large.jpg
    320,8 КБ · Просмотры: 1 693
  • 3125570_large.jpg
    3125570_large.jpg
    321 КБ · Просмотры: 1 697

sekompot

Well-known member
класс, спасибо за фоты, паровозики
...ууу....обожаю)))
 

Marshak-IX

Well-known member
Спасибо за интересные фото!
Эх... еще бы побольше описания.
 

Peps

Well-known member
Спасибо, отличные фотки!
Последние две - это, если не ошибаюсь, за железной дорогой, напротив нашего ЖК.
 
Верх